Офіційний сайт школи №5 » Поради батькам » Советы родителям: «Домашнее задание без конфликтов»
Творення людини – це найвища напруга всіх духовних сил: це і життєва мудрість,
і майстерність, і мистецтво. (В.Сухомлинський)
Информация к новости
  • Просмотров: 1784
  • Автор: adminrpv
  • Дата: 11-03-2015, 08:15
11-03-2015, 08:15

Советы родителям: «Домашнее задание без конфликтов»

Категория: Поради батькам

От того, насколько спокойными и уверенными будут первые шаги ребенка в школе, зависят его будущие учебные успехи.

Некоторыеродители считают, что школа полностью отвечает за воспитание и обучение ребенка, ведь в школе работают специалисты, которые обязаны обучать. Однако, наибольшего успеха в обучении достигают те дети, родители которых берут активное участие в учебном процессе. Англия признана мировым лидером по качеству образования. Возможно потому, что здесь следуют поговорке: «Образование наших детей слишком важно, чтобы полностью доверить его школе».

 

Неотъемлемой и очень важной частью образования школьника есть выполнение домашнего задания. Работая дома над заданиями, ребенок повторяет, а значит- запоминает, закрепляет знания.

 

Со второго класса у школьников начинаются каждодневные домашние задания по учебным предметам. Родители моих учеников жалуются, что выполнение (а вернее – невыполнение) домашнего задания приводит к семейным конфликтам. Однако, домашние задания не должны превращать жизнь в кошмар. Они даже не должны создавать хлопот. На самом деле от выполнения задания можно получать удовольствия!Но, это будет возможно, если родители будут контролировать этот процесс. Уважаемые родители! Вы не обязаны обучать ребенка школьным предметам. Ваша работа будет заключаться в том.

 

Чтобы сформировать у ребенка хорошие привычки и разбить весь процесс обучения на маленькие и доступные ему микронавыки. Проблемадомашнего задания редко заключается в самом домашнем задании. А в том, что ребенок делает его уставший (обязательный активный отдых после школы!), постоянно отвлекается от выполнения заданий, придумывает причины, чтобы выйти из комнаты, делает большие перерывы в работе и др.

 

Основные правила и обязанности выполнения домашнего задания

Правило 1. Начните развивать у ребенка привычку ежедневно садиться за стол и выполнять домашние задания, учить или повторять пройденный материал. (Ежедневные обязанности уменьшают сопротивление). Даже двухдневный перерыв – это очень длинный период в жизни ребенка. Одного выходного достаточного. Воскресенье – это подарок в виде 1 дня в неделю, когда его мысли не будут заняты школьной работой.

 

Правило 2. Старайтесь выполнять домашние задания в одно и то же время. Если ребенок занимается в кружках, секциях, студиях и т.д., составьте расписание в какой день недели, в какое время ребенок садится за выполнение уроков. Это расписание поместите на видном месте. Если «на завтра» не задан учебный материал, ученик отрабатывает микронавыки: повторить таблицу умножения; чтение вслух с выражением; повторение правил; отработка каллиграфии и т.п.

 

Правило 3. Определите, сколько времени будет длиться выполнениедомашнего задания. (Нормы времени по классам подскажет учитель).Не позволяйте своему ребенку проводить за ними больше времени, чем рекомендуется программой. Но и меньше времени нельзя. Удалите из комнаты все отвлекающие факторы: ни одного экрана, телефон – на беззвучный режим, убрать со стола все игрушки и ненужные предметы, в другую комнату увести домашних животных.

 

Правило 4. Сначала работа, потом игра. Одно из лучших способов научить ребенка серьезно относиться к домашнему заданию – это установить правило, в соответствии с которым задания должны быть выполнены(к удовольствию родителей) до начала развлекательных мероприятий. Таких как: просмотр ТV, социальные сети, компьютерные игры, общение с друзьями по телефону, прогулки и т.д. Благодаря этому правилу дети научатся зарабатывать те блага, которые привыкли получать просто так.

 

Правило 5. Разбейте каждое домашнее задание на три этапа.

Iэтап «Мозговой штурм» Он заключается в том, что родители не указывают ребенку, что он должен выполнять, а помогают ему вспомнить, что он должен сделать, чтобы хорошо справиться с заданием. Если ребенок затрудняется, взрослый задает наводящие вопросы, и он самрассказывает, что должен делать.  Например: Какиешкольные принадлежности ты приготовишь для выполнения уроков? Какие правила тебе нужно вспомнить, чтобы без ошибок выполнить это упражнение? На сколько действий эта задача?Задавайте наводящие вопросы, чтобы заставить подумать о тех аспектах задания, о которых он может не знать или которые, возможно, захочет проигнорировать. Например:На сколько страниц должно быть написано сочинение? Что ты будешь делать, если не сможешь правильно написать слово? Твой учитель хочет, чтобы ты давал на вопрос полные ответы или краткие? Как бы ты перенес это слово? и т.п.

 

IIэтап Самостоятельная работа ребенкаРебенок выполняет домашнее задание без посторонней помощи. Ведь домашнее задание предназначено для выполнения ребенком, а не родителями.                                                   

Домашнее задание – это развитие самостоятельности.      

Я рекомендую на первых порах оставаться в комнате взрослому. Когда  ваш ребенок допускает ошибку, ничего не говорите, не сердитесь, не исправляйте ошибку. Но используйте прием «Описательная  похвала»

Прием «Описательная похвала». Английский педагог и психолог Ноэль Дженис-Нортон призывает уйти от привычных, «затертых» восторженных восклицаний: «Молодец!», «Хорошо!». Взамен она предлагает этот прием, который можно использовать несколько раз в день. Он побуждает детей к сотрудничеству со взрослым и самосовершенствованию.  Это очень сильный мотивационный фактор, поскольку помогает детям порадовать нас (взрослых) и дает подробную информацию о том, что нужно сделать, чтобы это произошло.

 

Взрослый (учитель или родитель) замечает, а затем намеренно акцентирует внимание на том, что сделал (или не сделал негативного) ученик и почему вам это понравилось. Говорите спокойным, доброжелательным тоном. Например:«Ты решил задачу, четко следуя плану, и тебе не понадобились никакие подсказки». «Ты продолжаешь писать, несмотря на то, что сосед по парте пытается тебя отвлекать».  «Ты не сдался, когда стало трудно, а наоборот – повторно прочитал задание. Очень разумно». «Ты написал четыре предложения и три из них написал с большой буквы. Ты почти помнишь правило». «Ты не сказал: «Я не знаю». А сделал разумное предположение». «Ты перестал стучать пальцами по парте. Теперь стало намного тише» и т.п.

 

III этап Исправление ошибок   Родители комментируют то, что   сделал ученик. Родитель и ребенок оценивают работу, а затем ребенок исправляет ошибки:                       

  • Сначала каждый из вас три хорошие (по крайней мере,неплохие) вещи, за которые можно похвалить.
  • Не спешите   закончить этот этап.
  • Не принимайте неопределенные ответы («Здесь все нормально» и т.п.)
  • Затем и Вы, и ребенок ищите в домашней работе две вещи, которые нужно исправить.
  • Вместо того, чтобы прямо указать на ошибку, дайте диагностическую подсказку. Например:5х5=10. Родители: «10 могло бы получиться, если бы ты складывал числа».  (Уважаемые  родители! Не удивляйтесь, если ребенок поначалу не захочет разбирать свою работу и искать в ней ошибки. Для него домашняя  работа закончилась, когда он ее написал. Этот этап бывает для детей шоком).

Правило 6    Приучайте  ребенка сначала выполнять наиболее трудные задания.  Не забывайте  устраивать небольшие перерывы через 20-30 мин работы.


Правило 7   Проводите каникулы с пользой.
 В педагогике существует такое понятие: «Летнее снижение успеваемости». Уже после двух недель «умственного безделья» мозг ребенка начинает «засыпать»,умственные реакции притупляются, память ухудшается. А что же будет за 12 недель?! Всего полчаса занятий в день во время летних каникул помогут поддержать мозг вашего ребенка в «рабочем» состоянии. Лучше занятия проводить после завтрака. Таким образом, вы все будете знать, что задание сделано и у вас впереди целый свободный день, что принесет вам больше удовольствия. Не забывайте использовать описательную похвалу.

 

Правило 8  Чтобы у ребенка сформировалась привычка читать для удовольствия, собирайтесь семьей каждый день в одной комнате, и в течение 10-20 минут каждый из вас молча читает свою книгу. Негативное отношение к чтению будет уменьшаться.


Правило 9 Главное условие – регулярное соблюдение правил и обязанностей помогает детям чувствовать себя комфортно, потому что их среда становится предсказуемой, а значит эмоционально безопасной. Однако – ограничивает нашу свободу. Но именно это и нужно нашим детям (особенно чувствительным, впечатлительным).

 

«Узелки на память»: Чем чаще вы будете использовать описательную похвалу, тем скорее у ваших детей появятся новые положительные привычки выполнения домашнегозадания.

Самый простой способ мотивации учебной  деятельности  ребенка – вознаграждения. Самые быстрые и эффективные вознаграждения – это наша положительная реакция на любое, даже небольшое улучшение: улыбки, объятия, описательная похвала, поднятый вверх большой палец или любой другой одобрительный знак, рукопожатие и т.п. Онимотивируют даже очень упрямых детей.

Помните, что дети в глубине души хотят радовать своих родителей, которые в свою очередь относятся к ним дружелюбно и внимательно.

Воспитание должно быть строгим, но ДОБРЫМ.

 

Дорогие родители! Эти приемы, советы, методические подсказки опробованы мною и родителями моих учеников. Они действуют! Но не ждите моментальных результатов. Вам, уважаемые родители, понадобится организованность, выдержка и терпение. Удачивам в воспитании детей. Пусть они радуют вас своими успехами!



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.







___________